Национальные игры бурятского народа
Руководитель МУК «Музей природы»
ГО «Поселок Агинское» - И.В. Летяева
Научный сотрудник МУК «Музей природы»
ГО «Поселок Агинское» - Ж.Ц. Цыдыпова
Экскурсовод МУК «Музей природы»
ГО «Поселок Агинское» – В.В. Базарова
Национальные игры бурятского народа.
2022 год Указом президента объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Почти в каждом уголке нашей большой страны сохранились традиционные промыслы по изготовлению игрушек. Наш округ и бурятский народ не исключение.
А знаете ли вы бурятские игры и игрушки?
Мы расскажем вам о бурятских национальных настольных играх, и покажем, какие бурятские игры можно проводить в музеях, детских садах, школах и в других учебных заведениях и как можно сделать самим самую простую и самую экологическую игрушку. Идея пришла из-за опроса в детском саду «Насколько хорошо знаете бурятские народные игры». Опрос проводила специалист МУК «Музей природы» Виктория Викторовна Базарова со своей дочерью Цырегмой в детском саду «Солнышко» для написания исследовательского проекта «Игрушки кочевников». Опрос был проведён в детском саду для того, чтобы выяснить, хорошо ли знают дети бурятские народные игры? По итогам опроса сделали вывод, что современное поколение мало интересуется национальными играми. Старшее поколение редко рассказывает своим детям об играх и игрушках бурятского народа.
Знание национальных игр важны для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации бурятским традициям и обычаям, формирует навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время. Народные игры воспитывают уважение к культуре бурятского народа.
До революции значительная часть бурят - Забайкальские буряты - вели кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и охотой. Еще в конце XIX в. английский путешественник Диксон, посетив бурятский край, писал: «Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация».
За годы Советской власти бурятский народ прошел путь, равный столетиям. Уже после второй декады бурятского искусства в Москве (1959 г.) центральная печать отмечала, что не только «европейская цивилизация» пришла к бурятам, но и буряты ныне способны обогатить европейскую культуру. Изменились в советское время народные игры бурят. Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр и правила. Многие старые игры пережили своё время, но в наши дни дети по-прежнему любят «Прятки», «Малгай нюуха», «Таабари таалсаха», «Алта нюуха», «Шатар», «Городки», «Лапта», «Шагай наадан» и другие игры, навсегда вошедшие в сокровищницу народного творчества.
Преобразились популярные в народе праздники игровых танцев и песен «Зунай Наадан» и праздник народных спортивных состязаний и игр «Эрын гурбан наадан» в «Сурхарбан». Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными.
Вообще, все игры имели прямое отношение к взрослому миру. Спорт наших предков с самого раннего возраста воспитывал в детях уважение к традициям, учил с любовью относиться к родной земле, семье. Молодой воин должен был обязательно хорошо бороться, охотиться, стрелять из лука, ездить верхом и плести путы-треножники и уметь разбить кость «hээр» - длинный отросток хребтовой кости.
В современный «Сурхарбан» входит целый комплекс народно-национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба («Барилдаан»), игры в лодыжки («Шагай наадаан») и др. В последние годы все больше стали включать в состязания различных уровней народные бурятские игры. Национальная бурятско-монгольская игра «Шагай наадан» входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО.
В 2014 году «hээр шаалган» впервые вошло в программу Сурхарбана, во Всемирные Игры Кочевников и входит в программу всех культурно-спортивных и религиозных праздников у бурят. Зафиксировано в Международную книгу рекордов «Самое большое количество сломанных хребтовых костей за одну минуту» Жалсып Манзаров (Бурятия). Всего за 60 секунд ему удалось разбить 59 хребтовых костей. Спортсмен сделал это на съёмках нового шоу под названием «Я почти знаменит» на Первом канале.
В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных для разных видов игр.
Начнем с того, что детские игрушки занимают особое место в жизни бурятского народа. Самыми первыми игрушками, защитными ритуальными предметами - оберегами была увешана колыбелька. Они привлекали к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Различные погремушки изготавливали, чтобы успокоить ребенка, как бы соединяли ребенка с миром добра.
Кочевые народы, в том числе буряты, игрушки мастерили из костей, из рогов животных, камней, соломы и так далее. Как правило, делали их наши предки из всего, что было под рукой. Из костей изготавливались украшения, разнообразные предметы, например шахматы, шашки, музыкальные инструменты и игрушки. Кость животных содержит витамины и кальций и не оказывает отрицательного влияния на здоровье ребенка. Это самые лучшие экологические игрушки для детей всех времен. Такие детские игрушки не только развлекали детей, но и готовили их к дальнейшей жизни, развивали мышление, сноровку, смекалку, внимание...
Из костей так же делали куклы - для этого использовали уже кости ног баран, коров и лошадей. Эти кости напоминали фигуру человека, имели как бы головку и туловище, и называли эту кость тагалсагай үе - «бабка», а игру - «Бэрбэгы» (кукла). Эти косточки одевали, из разных лоскутков шили им одежду, «голову» завязывали платком.
В настольной игре «Тайны Агинской степи», разработанное специалистами музея природы, применяются вместо фишек эти куклы из костей. А вместо кубика применяются, шагай (лодыжка). Настольная игра в игровой форме знакомит с природными объектами заказника «Агинская степь» на бурятском и русском языках.
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги делались из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирные куклы и они получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми. Сувениры из рога - старинная традиция. Каждый год в Агинском Бурятском округе проводится межмуниципальный конкурс «Национальный сувенир Аги», где выставляются работы мастеров, в том числе из рогов крупного рогатого скота.
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки… Излюбленной игрой детишек была игра «Шагай наадан» – бараньи косточки-лодыжки. У детей не только развивалось умение считать, она развивала память, смекалку, логическое мышление, ориентирование, доброту, дружелюбие, но и требовали от участников игры ловкости, быстроты, терпения и уважение друг другу.
«Шагай наадан» (настольная игра с бараньими лодыжками). Эту игру кочевые племена знали еще ранее 13 века. Игра в шагай - символ жизни и плодородия, но и символом скотоводства, обозначающего 5 драгоценностей бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд). Игр бывает более десяти видов. Самые распространенные и любимые виды: 1) «Мори урилдаан»- «Конные скачки»; 2) «Няhалалга» - «Щелканье»; 3) «Шуурэлгэ» - хватание бабок горстью; 4) «Дурбэн бэрхэ»- «Четыре молодца»; 5) «Шагай тааха» - отгадывания, угадывание суммы; 6) «Харбалга»- метание бабки в бабку; 7) «Табаршаалга»- от слова «табан»- пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу; 8) «Хонгордоолго»- подкидывание; 9) «Алта буулгаан» - «Золотинка»; 10) «Хумпараа» (3 шагай); 11) «Хорёо барилга» и т.д. Эти игры известны старшему поколению и стоит того, чтобы её возродили и подарили современным детям т.к. они увлекательны, интересны и полезны.
Когда кто-то отправлялся в дальний путь, то в дорогу, с напутствиями хорошей дороги, дарили «шагай», всегда выпуклой стороной вверх. Это означало пожелание успеха во всем.
Специалисты музея провели небольшое исследование об национальных играх - игрушках бурят по результатам опроса. И было принято решение в Год народного искусства создать в музее игры-головоломоки «hубэлгэн ухаанай наадан», которые будем использовать во время проведения экскурсий. Это очень интересные, увлекательные игры-головоломки, которыми интересуются не только дети, но и взрослые. Посетители-туристы нашего музея, из Читы и других регионов Забайкальского края, знакомятся не только с природой Забайкальского края и Агинского Бурятского округа, но и с бурятскими национальными играми.
- Одна из игрушек-головоломок - баранья лопатка с тремя отверстиями, шнурком и двумя бусинами на них. Цель этой игры - переместить все бусины на одну половину.
Существует легенда о том, как старый охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «Стоимостью пяти лошадей палочка».
- Из бараньей кости так же можно сделать оригинальную головоломку «Дойка кобылицы».
- На двух бараньих костях – ребрах или бабках протянут шнурки, заплетенные друг в друга и на концах кости завязан в узел. Смысл головоломки в том, чтобы, не развязывая узелков, отделить ребра, бабки друг от друга.
Вообще, у бурятского народа символика кости отражаются в языковых жанрах, приметах, поверьях, обрядовой практике, в повседневной жизни, во время праздничного застолья, и сегодня показали, что отражается в играх. Это и немудрено, ведь скот до сих пор является основой хозяйства бурят-монголов, их главной «драгоценностью». Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила для наших прадедов, в этом кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа и все условия мы предоставляем в нашем музее.
Список использованной литературы
- Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал -байдалай - тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004.
- Башкуев Г. Буряты. Традиции и культура Издательство Soyol. 1999
- Бурхинов Д.М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-Удэ, 2013.
- Дондокова Ц.-Д.Д., «Барбаадай», Улан-Удэ, 2012.
- Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М., Знание, 2012
- Номтоев Ц. «Шагай наадан», 1996, стр.4-5.
- Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 2014
- «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
- Вестник Агинских краеведов.
Интернет ресурсы:
- Бурятская культура РФ. ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» agacnt@mail.ru
Село родное. http://selorodnoe.ru/